Вопрос 11. Русская реалистическая школа и деятельность Товарищества передвижных художественных выставок
РЕАЛИЗМ – это художественное направление, стремящееся правдиво отобразить как внешнюю форму, так и сущность явлений и вещей.
Реализм приходит в Россию в 19 веке. Наиболее сильно он проявился в творчестве художников-передвижников.
Товарищество передвижных художественных выставок (ТПХВ) — творческое объединение российских художников (1870-1923 гг.)
Устав Товарищества формулировал следующую цель:
Устройство во всех городах империи передвижных художественных выставок для:
1. Доставления жителям провинции возможности познакомиться с русским искусством;
2. Развития любви к искусству в обществе;
3. Облегчения для художников сбыта их произведений.
Художники-передвижники в своих полотнах стремились правдиво отобразить жизнь простого народа. Примером может служить картина Василия Перова "Тройка".
В картине художник обращается к теме детского труда. Трое уставших и замёрзших детей тащат по зимней улице сани с бочкой, полной воды. Выливающаяся вода замерзает сосульками на поверхности бочки, что еще раз даёт понять, насколько холодно должно быть детям. Сзади повозку толкает взрослый мужчина. Ледяной ветер дует в лицо детям. Перов использовал мрачные, неяркие, тёмные, серые цвета, чтобы передать трагичность сцены. Дополнительно нагнетает обстановку и мрачная пустынная улица города.
Художники-передвижники в своих полотнах стремились правдиво отобразить жизнь простого народа. Примером может служить картина Василия Перова "Тройка".
В картине художник обращается к теме детского труда. Трое уставших и замёрзших детей тащат по зимней улице сани с бочкой, полной воды. Выливающаяся вода замерзает сосульками на поверхности бочки, что еще раз даёт понять, насколько холодно должно быть детям. Сзади повозку толкает взрослый мужчина. Ледяной ветер дует в лицо детям. Перов использовал мрачные, неяркие, тёмные, серые цвета, чтобы передать трагичность сцены. Дополнительно нагнетает обстановку и мрачная пустынная улица города.
Другой пример:
ВАСИЛИЙ ВЕРЕЩАГИН. ПАНИХИДА. ПОБЕЖДЁННЫЕ.
До Верещагина в искусстве война демонстрировалась исключительно с ее «парадной» стороны: сцены победных сражений, портреты героев. Здесь художник показал войну с другой стороны: горе, смерть, поражение. На картине изображены всего два живых человека — это священник, который служит панихиду по павшим воинам, и командир, пришедший попрощаться со своими погибшими друзьями и солдатами. Все остальное пространство картины — это огромное поле, уходящее за горизонт и полностью покрытое мертвыми телами. Это русские солдаты и офицеры, павшие в сражении под Плевной во время русско-турецкой войны.
Полотно производит мощное эмоциональное впечатление на зрителей. Поражает и художественное мастерство, и масштаб исполнения. Вся правая часть картины — мертвенного, блеклого желтоватого цвета, причем тела павших практически сливаются с цветом земли. Это подчеркивает тот факт, что они уже не принадлежат к миру живых, а становятся частью земли, прахом. Множество жизней уничтожены просто потому, что кому-то война выгодна. Здесь война четко обозначена как бессмысленное, тупое и жестокое уничтожение самого ценного — человеческой жизни.
Другой пример:
ВАСИЛИЙ ВЕРЕЩАГИН. ПАНИХИДА. ПОБЕЖДЁННЫЕ.
До Верещагина в искусстве война демонстрировалась исключительно с ее «парадной» стороны: сцены победных сражений, портреты героев. Здесь художник показал войну с другой стороны: горе, смерть, поражение. На картине изображены всего два живых человека — это священник, который служит панихиду по павшим воинам, и командир, пришедший попрощаться со своими погибшими друзьями и солдатами. Все остальное пространство картины — это огромное поле, уходящее за горизонт и полностью покрытое мертвыми телами. Это русские солдаты и офицеры, павшие в сражении под Плевной во время русско-турецкой войны.
Полотно производит мощное эмоциональное впечатление на зрителей. Поражает и художественное мастерство, и масштаб исполнения. Вся правая часть картины — мертвенного, блеклого желтоватого цвета, причем тела павших практически сливаются с цветом земли. Это подчеркивает тот факт, что они уже не принадлежат к миру живых, а становятся частью земли, прахом. Множество жизней уничтожены просто потому, что кому-то война выгодна. Здесь война четко обозначена как бессмысленное, тупое и жестокое уничтожение самого ценного — человеческой жизни.
ИЛЬЯ РЕПИН. БУРЛАКИ НА ВОЛГЕ
Первое впечатление от полотна – группа измождённых людей под жарким солнцем тянет баржу, преодолевая силу течения великой русской реки. В ватаге – одиннадцать человек, и каждый из них тянет лямку, врезающуюся в грудь и плечи. По изорванным одеждам становится понятно, что на такую работу человека может толкнуть только крайняя бедность. У некоторых бурлаков рубахи настолько ветхие, что лямка попросту протёрла их насквозь. Однако люди упорно продолжают тащить за канат судно. Если приглядеться к персонажам по отдельности, то можно увидеть, что характер у каждого свой. Кто-то совсем покорился тяжкой судьбе, кто-то философски спокоен, так как понимает, что кончится сезон, а с ним – и тяжёлая работа. Зато семья после этого уже не будет нуждаться.
ИЛЬЯ РЕПИН. БУРЛАКИ НА ВОЛГЕ
Первое впечатление от полотна – группа измождённых людей под жарким солнцем тянет баржу, преодолевая силу течения великой русской реки. В ватаге – одиннадцать человек, и каждый из них тянет лямку, врезающуюся в грудь и плечи. По изорванным одеждам становится понятно, что на такую работу человека может толкнуть только крайняя бедность. У некоторых бурлаков рубахи настолько ветхие, что лямка попросту протёрла их насквозь. Однако люди упорно продолжают тащить за канат судно. Если приглядеться к персонажам по отдельности, то можно увидеть, что характер у каждого свой. Кто-то совсем покорился тяжкой судьбе, кто-то философски спокоен, так как понимает, что кончится сезон, а с ним – и тяжёлая работа. Зато семья после этого уже не будет нуждаться.
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.СОГЛАСЕН